Схема для составления рассказа описания об овощах. Конспект логопедического занятия «Фрукты» для старшего возраста

Аннотация: Конспект логопедического занятия содержит развивающие игры и задания по теме «Фрукты» для старших дошкольников, позволяющих совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь. Помимо классических средств предлагается использовать планшетный компьютер, взаимодействие с которым повышает интерес и вовлеченность детей в речевое общение.

Конспект логопедического занятия «Фрукты» для старшего возраста.

Цели и задачи :

  • закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
  • закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно–ласкательные формы существительных, развивать словарь;
  • тренировать внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – муляжи фруктов, схема картинно-графического плана; раздаточный материал – картинки фруктов; мягкий мяч, планшетный компьютер с играми «Тени», «Четвертый лишний».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто стоит между …, за …, перед …, около …, рядом … .

2. Фруктовая разминка.

Перед детьми выставляются муляжи фруктов. С опорой на муляжи дети отвечают на вопросы логопеда:

Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

3. Дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Детям предлагают запомнить фрукты и их расположение. Игроки закрывают глаза, в это время ведущий (взрослый или ребенок) убирает один фрукт. По сигналу игроки открывают глаза и называют, какого фрукта не стало. Игру усложняют, если ведущий прячет несколько фруктов или меняет их местами.

4. Составление рассказов.

Логопед загадывает загадку:
На сучках висят шары.
Посинели от жары.

Как вы думаете, что это? (Слива)

Логопед составляет описательный рассказ о сливе:

Это – слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.

Два-три ребенка составляют описательные рассказы о других фруктах по картинно-графическому плану.

  • Форма
  • Величина
  • Какой на ощупь
  • В каком виде употребляют в пищу

5. Физкультминутка.

Дети становятся в круг.

Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Н.Нищева)

Маршируют по кругу, останавливаются.
«Считают» указательным пальцем,
«крошат»,
«рубят»,
«отжимают»,
«кладут»,
приседают,
Хлопают в ладоши.

6. Дидактическая игра с мячом «Какой сок приготовили?»

Логопед, стоя в центре круга, задает ребенку вопрос и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и образует прилагательное от существительного:

Из яблока сок какой? — Яблочный. и т.д.

7. Дидактическая игра «Фруктовое лото».

Дети поочередно выбирают картинку фрукта, называют его и образуют уменьшительно-ласкательную форму существительного:

Вишня – вишенка и т.д.

8. Игры для планшетного компьютера:

- «Тени»: задача – выбрать подходящий фрукт для предложенного силуэта.

- «Четвертый лишний»: задача – выбрать лишний предмет, не относящийся к фруктам.

9. Рассказ логопеда. Итог занятия.

Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят фрукты не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

10. Работа над составлением описательных рассказов продолжается в индивидуальной и подгрупповой форме.

Янсон Г.Ю.,
учитель-логопед

Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема: "Составление описательного рассказа об овощах"
Дата публикации: 18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе

«Составление описательного рассказа об овощах»

Ц е л ь: Формирование

составлять

рассказ-описание

моделирующей деятельности.

Задачи: Образовательные:

Составление

рассказа-описания

моделирующей

деятельности;

Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:

Совершенствование

грамматического

(образование

существительных

уменьшительно

ласкательными

суффиксами

Образование слов признаков к словам предметам;

Расширение

уточнение

представлений,

внешнем виде;

Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;

Образование имен существительных Р.п. ед.ч.

Развивающие:

Развитие долговременного внимания и памяти;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие связной речи;

Развитие пространственных представлений;

Развитие слухо-речевой памяти.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость и трудолюбие;

Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,

натюрморт, схема «расскажи-ка».

Ход занятия.

Организационный момент.

(Воспитатель приветствует детей)

1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»

В.: Послушайте внимательно загадки.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Д.: Капуста.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Д.: Морковь.

В.: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Д.: Огурцы.

В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?

Д.: Овощи.

Основная часть.

2. Сообщение темы занятия.

В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.

В.: Скажите, где растут овощи?

Д.: На грядке.

В.: А грядки, мы капаем где?

Д.: На огороде.

В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы

знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы

оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«В добрый путь!».

(На доску вывешивается картинка огорода).

3. Игра «Один много»

В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на

огороде растёт один огурец, а много?

(Один огурец-много огурцов)

Морковь-моркови

Капуста-капуст

Перец-перца

Помидор-помидоров

Редиска-редисок

В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает

сыграть вам в игру «Назови ласково».

4. Игра «Назови ласково».

Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает

мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.

Помидор-помидорчик;

Огурец-огурчик;

Перец-перчик;

Капуста-купусточка;

Редис-редисочка;

Динамическая пауза.

В.: Я предлагаю вам передохнуть.

Мы вчера в саду гуляли

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами

(Движение правой рукою вверх-вниз)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:

ты скажи, садовник наш,

что нам ты в награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)

Дам в награду

Слив лиловых, Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок

Вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

5. Игра «Какой? Какая?»

В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать

вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий

Огурец- длинный, зелёный, овальный.

Лук – полезный, сочный, круглый.

Копатычу

понравилось

возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Улыбка»

станицы Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края

ТЕМА: Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Беседа.

Группа: подготовительная.

Программное содержание:

Закрепить умение описывать предмет с помощью алгоритма.

Закрепить умение обобщать предметы, знание о понятии «Природный и рукотворный мир».

Совершенствовать умение грамматически правильно строить свои высказывания.

Воспитывать желание помогать взрослым, делать посильную работу по сохранению урожая.

Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей(здоровый человек всегда в хорошем настроении, отлично выглядит, готов к любому делу).

Способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости, любознательности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Квашеная капуста, солёный огурец, маринованный помидор, погреб.

Материал к занятию:

Игрушка сказочный персонаж.

Корзина с овощами и фруктами

Схемы описания овощей и фруктов

Тарелка с кусочками овощей и фруктов (на зубочистках)

На каждого ребёнка карточка с изображением банки, мешка, ящика, бочки, и набора плоскостных овощей и фруктов.

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Раздаётся стук в дверь. Заходит обезьянка Рита,здоровается.(в руках у неё корзина, накрытая салфеткой).

Воспитатель: Здравствуй Рита, мы рады видеть тебя снова у нас в гостях.

Рита: Ребята, я к вам спешила в гости и в коридоре обнаружила корзину, мне интересно, что там? Давайте вместе посмотрим.

Воспитатель: Постой, постой! Ребята, как вы думаете, можно трогать незнакомые предметы? Почему? (брать нельзя, это чужое, а может быть и опасным). Что вы сделаете обнаружив такой предмет, красивую коробку, игрушку? (скажу взрослому)

Нас сложили очень густо, не дави же так капуста,

Ты толста и так кругла, ты на спину мне легла.

Не толкайся так картошка, вправо откатись немножко.

Я малышка чесночок не дави мне на бочок».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто там?

Дети: Там лежат овощи.

Воспитатель открывает корзину.

Рита: Ой, мои любимые бананчики и апельсинчики, вкусные! А это что такое, у нас в Африке это не растёт!

Воспитатель: Рита, хочешь, ребята тебе расскажут о том что ещё лежит в корзине? Ребята, а как надо рассказывать, чтобы Рита нас поняла?

Дети: Громко. Полными ответами. Чётко проговаривая слова.

Воспитатель: А что нам помогает разговаривать?

Дети: Ротик. Зубки, губки и язычок.

Воспитатель: Давайте нашим помощникам сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика: Качели, часы, орешек…

Воспитатель: А сейчас скороговорку «Овощи тащи – будут щи» скажем по разному. Таня скажет шепотом, Саша – тихо, Алина –обычным голосом, Вика – громко, Ваня проговорит по слогам, Жанна – слитно, Марат – быстро. Все вместе – как буд-то поднимаемся по ступенькам, от тихого к громкому и наоборот.(проговаривают)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие овощи и фрукты бывают:

* круглыми - помидор, яблоко, апельсин, тыква..

*вытянутыми – морковь, банан, кабачок, баклажан…

Что бывает

*зелёным: огурец, капуста…

*красным: помидор, яблоко, перец…

*жёлтым: груша, банан, лимон…

*оранжевым: морковь, мандарин, апельсин…

*фиолетовым: слива, баклажан…

Воспитатель: Ребята давайте расскажем Рите, что лежит в корзине с помощью схемы(выставляю на доску схему).

Дети достают из корзины овощи и фрукты, описывают их.

1 ребёнок: Это яблоко, относится к фруктам. Оно жёлтое, круглое, большое. На ощупь оно гладкое, жёсткое. На вкус яблоко сладкое, бывает кислое, сочное. На запах ароматное. Из яблок делают варенье, компот, пастилу.

2 ребёнок: Это морковь, относится к овощам. Она оранжевая, вытянутая. Если её потрогать она шершавая, жёсткая. На вкус морковка сладкая. Из неё делают салат, кладут в борщ, суп.

Воспитатель: А сейчас расскажите о каком-нибудь овоще или фрукте, не называя его. А Рита отгадает, о чём мы рассказали.

1 ребёнок: Зелёная, круглая, большая. На ощупь жёсткая, с бугорками. На вкус сочная. Относится в овощам, растёт в огороде на грядке. (капуста)

2 ребёнок: Круглый, красный. На ощупь мягкий, гладкий. На вкус сочный. Растёт на огороде на кусту. (помидор)

Воспитатель: Рита, тебе понравилось как ребята описывали предметы? А чей рассказ понравился больше, почему? А вам ребята чей рассказ понравился больше и почему?

Ребята, у нас в корзине по одному овощу и фрукту, а в саду и огороде их… (много)

У Риты лимон, а в саду ….(лимоны)

Яблоко….(яблоки)

Груша…(груши)

Помидор…(помидоры)

баклажан… (баклажаны)……

Воспитатель: Фрукты и овощи бывают большие, а бывают…(маленькие)

Большой огурец, а маленький…(огурчик)

Большая морковь, а маленькая…(морковочка) и т.д.

Воспитатель: Ребята, что содержат все овощи и фрукты? (витамины)

А для чего нам нужны витамины? (чтобы не болеть, быть здоровыми, красивыми…)

А что делают, чтобы овощи и фрукты были у нас на столе круглый год?

Дети: Овощи и фрукты надо сохранять, хранить.

Воспитатель: А как у вас дома хранят всё это богатство?

1-й ребёнок: Картошку в мешках опускают в подвал.

2-й ребёнок: Морковку и свёклу хранят в песке в ящиках.

3-й ребёнок: Лук и чеснок сплетают в косы.

4-й ребёнок: Горький перец сушат на верёвке.

5-й ребёнок: Огурцы и помидоры солят в банках.

6-й ребёнок: Капусту квасят в бочках.

7-й ребёнок: Из фруктов делают сок, компот, варенье, сушат.

Воспитатель: У вас на столах лежат плоскостные овощи и фрукты, давайте и мы заготовим их на зиму. (дети выполняют задания)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.(дети проверяют, делают замечания)

Упражнение для рук: «Засолка капусты».

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту мнём, мнём.

Мы капусту солим, солим.

Воспитатель: Молодцы, сколько мы с вами заготовили овощей и фруктов! Ребята, а к какому миру относятся овощи и фрукты?

Дети: К природному. Их создала природа.

Воспитатель: А к какому миру отнесём компоты и соленья?

Дети: К рукотворному. Они сделаны руками человека.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе, на подносе лежат овощи и фрукты, вы закроете глаза, а я вам дам попробовать. А вы должны на вкус определить, что вы съели. (на зубочистках кусочки солёных и свежих овощей и фруктов).

1-й ребёнок: Я съел солёный огурец.

2-й ребёнок: Я съела свежее яблоко. И т. д.

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что из овощей и фруктов делают очень вкусные и полезные соки, а как мы скажем, если сок сделан из яблок – яблочный.

Из груш – грушёвый,

Из апельсина – апельсиновый,

Из моркови – морковный,

Из слив – сливовый ……

Рита: Молодцы, я столько нового узнала об овощах и фруктах. Но мне пора уходить. А я вас хочу угостить моими любимыми фруктами – бананами. (угощает детей и уходит).

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали? (дети выкладывают картинки – схемы: познакомились с обезьянкой, рассмотрели овощи и фрукты, узнали как их хранить..)

Воспитатель Попова Е.В.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000

Москва, ул. Газопровод, д. 3а

Телефон: (4E-mail: *****@***ru

_____________________________________________________________

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей с билингвизмом

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»

Выполнила: учитель-логопед ГБОУ СОШ № 000

Москва, 2011г.

Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Овощи – фрукты», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения , развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал : муляжи овощей и фруктов в мешочке, на каждого ребенка бланк для обозначения формы овощей и фруктов, простые карандаши, презентация к занятию, выполненная в программе Power Point (презентация прилагается в разделе «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе»).

Ход занятия:

1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог : Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

Уродилась я на славу, Он никогда и никого

Голова бела, кудрява. Не обижал на свете.

Кто любит, иди, Чего же плачут от него


Меня ищи. (капуста) И взрослые, и дети? (лук)

Красный нос в землю врос, Летом в огороде

А зеленый хвост снаружи. Свежие, зеленые,

Нам зеленый хвост не нужен, А зимою – в бочке

Нужен только красный нос. Крепкие, соленые.

(морковь) (огурцы)

Круглое, румяное. Яркий, сладкий, налитой,

Я расту на ветке. Весь в обложке золотой!

Любят меня взрослые не с конфетной фабрики -

И маленькие детки. (яблоко) Из далекой Африки! (апельсин)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко. (слива)

Ребенок, отгадывающий загадку, достает на ощупь из мешочка соответствующий фрукт или овощ (слайд 2).

Педагог: Посмотрите, сколько всего у нас теперь на подносе! Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети : Об овощах и фруктах (слайд 3).

Педагог : А какие еще овощи и фрукты вы знаете?

Дети отвечают на вопрос, а педагог выкладывает другие муляжи.

Педагог : А теперь давайте разложим овощи и фрукты на разные подносы.

После этого дети садятся на свои рабочие места.

2. Основная часть

Педагог: Фрукты и овощи бывают разного цвета (слайд 4). Давайте подумаем какие фрукты и овощи бывают красные (зеленые, оранжевые, желтые, коричневые (проводится в виде опроса; итог – демонстрация 5-11 слайдов презентации )?

Педагог: Фрукты и овощи не только разного цвета, но и формы (слайд 12). У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы овощи и фрукты. Возьмите карандаши и обведите круглые овощи и фрукты кругом, овальные – овалом, треугольные – треугольником.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом, проговаривая какой формы фрукт или овощ (проверка задания осуществляется при просмотре 13 слайда презентации).

Физкультурная минутка (слайд 14):

Детям предлагается вспомнить, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.

Педагог : Фрукты и овощи мы едим не только сырые, но и готовим из них много всего вкусного. Что можно приготовить из овощей и фруктов?

Дети отвечают на вопрос. Начинается игра «Веселый поваренок»: на презентации слайд 15 с изображением повара, а вокруг него различные блюда из фруктов и овощей. Педагог показывает карточку с овощем или фруктом, а дети по предложенной форме говорят, что из него можно приготовить. Например: абрикосовый компот, абрикосовое варенье и т. д.

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про фрукты и овощи. И нам поможет вот такая схема (показывает детям схему – слайд 16 презентации).

На примере одного фрукта или овоща педагог составляет рассказ по схеме.

Схема: Что это?

Фрукт или овощ?

Где растет?

Какой на вкус?

Какой снаружи, какой внутри?

Какой по цвету?

Какой по форме?

Что можно приготовить?

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ одноклассника.

4. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Автор: Татьяна Николаевна Хусаинова, МАДОУ детский сад с. Кигбаево, Сарапульский район, Удмуртская республика.
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи". Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, родителям.

Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Образовательные задачи:
Закрепление представлений об овощах;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи (составление описательного рассказа);
Зрительного внимания и восприятия;
Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
Творческого воображения;
Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Учить отвечать полным ответом.

Оборудование:

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор);
Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики);
Костюм огородника;
Свежие овощи для угощения.

Предварительная работа:

Экскурсия на огород;
Рассматривание овощей;
Беседа о пользе овощей;
Знакомство со схемой "Овощи";
Составление рассказов по схеме;
Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т.д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
« Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)

IV. Введение в тему

Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
А одинаковые ли они? (нет)
Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…)
Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…)
Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…)
Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи) А вы помните, кто ухаживает за овощами? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
- Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т.д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка….. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный ……(помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
«Марш овощей»
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
Какие же вы молодцы.
А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа».

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю.Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают пальцы на руках)
Петрушку и свеклу
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
И суп овощной получился, не плох!
(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи. Угощайтесь.