Состав и назначение душистых веществ искусственного происхождения. Душистые вещества

Состав и назначение душистых веществ искусственного происхождения. Душистые вещества

Синтетические парфюмерные компоненты дешевле натуральных, но не хуже качеством. Синтетика в данном случае - более чистый и практичный продукт, не зависящий от капризов природы и типа почвы. Когда в начале XIX века химикам удалось получить аромат розы не из розового эфирного масла, а из цитронеллового, стало ясно, что отныне парфюмерия будет развиваться только в содружестве с химией.

Триумфальное шествие синтетических компонентов продолжается два столетия. Стало возможным более дешевое и простое получение ценных ароматов фиалки, ванили и других традиционных составляющих парфюмов. Удалось воссоздание для парфюмерии неуловимых прежде запахов сирени и ландыша.

С помощью синтетических компонентов можно создать не только конкретный растительный или животный запах, но и сложный аромат леса, степи, джунглей, морского берега или утреннего воздуха над полем с пшеницей. Сейчас практически нет неосуществимых парфюмерных фантазий. Альдегиды дали парфюмерам мощное средство самовыражения.

К синтетическим душистым веществам относятся следующие.

Лимонен - имеет запах лимона, содержится в эфирных апельсиновом, лимонном и тминном маслах. Получают лимонен фракционной перегонкой эфирных масел, а также синтетическим путем из терпинеола, нагревая последний с бисульфатом.

Цитраль - издает запах лимона. Содержится в эфирном масле лимонной полыни и змееголовика. Получают цитраль химической переработкой кориандрового масла, а также синтетическим путем из изопрена и ацетилена.

Гераниол - имеет запах розы. Содержится в розовом, гераневом маслах и лимонной полыни. Гераниол получают из эфирных масел путем соединения с хлористым кальцием.

Нерол - создает запах розы, но более нежный, чем гераниол. Содержится в розовом, неролиевом, бергамотном и других маслах. Получают продукт восстановлением цитраля или изомеризацией гераниола.

Бензальдегид - издает запах горького миндаля. Содержится в маслах горького миндаля, апельсиновом, акации, гиацинта и др. Получают его окислением толуола.

Консерванты

Расширение ассортимента косметической продукции требует уделения должного внимания созданию эффективных консервантов.

Многие косметические изделия являются благоприятной средой для развития микроорганизмов. Порошки (тальк, крахмал и др.) подвержены заражению спорами. Большинство восков и эмульгаторов, растительных и животных экстрактов протеинов, входящих в состав косметических изделий, могут быть для микроорганизмов источником углерода и азота, а также материалом для энергетических процессов. Минеральные соли, вводимые в косметические средства, также способствуют развитию микроорганизмов. Биологически активные вещества, применяемые в косметике, являются стимуляторами роста бактерий и грибков.



Кроме того, при контакте сырья с кислородом воздуха, особенно при повышенной температуре хранения происходит окисление продуктов. При этом свойства вещества изменяются и сырье становится непригодным для производства косметических изделий.

Косметические изделия без использования специальных добавок теряют годность практически в течение нескольких недель или даже дней. Для увеличения срока их годности применяют консерванты. Введение консерванта не исключает необходимости соблюдения синитарно-гигиенических правил на косметических предприятиях, так как это средство не дает должного эффекта при массовом микробном загрязнении.

Банки и флаконы, предназначенные для упаковки косметических изделий, должны быть хорошо промыты раствором антисептика (бензиловый спирт, резорцин, фурацилин и др.) и закрыты от пыли, являющейся источником спор.

Консервация изделия должна обеспечивать сохранность косметического препарата и безопасность его употребления в течение гарантийного срока. Ввиду этого к консервантам предъявляется ряд требований:

Широкий спектр антимикробного действия, охватывающий все виды микрофлоры, которые встречаются в косметических препаратах;

Проявление активности в низких концентрациях и сохранение ее в наиболее широком диапазоне рН;

Хорошая растворимость в воде и плохая в маслах;

Способность не инактивироваться другими ингредиентами и материалом упаковки, не разлагаться и не улетучиваться в течение гарантийного срока хранения изделий;

Безопасность для здоровья человека, т.е. отсутствие острот и хронической токсичности, способности вызывать аллергические реакции и другие неблагоприятные эффекты;



Сохранение цвета, запаха, а иногда и вкуса изделий при введении консервантов;

Доступность получения и невысокая стоимость.

Универсального консерванта, который удовлетворял бы всем этим требованиям и мог быть использован в любых косметических изделиях, пока не найдено. В настоящее время все более широко применяются не отдельные консерванты, а их смеси, действующие в различной комбинации друг с другом, обладающие синергическим эффектом и имеющие широкий спектр действия.

К консервантам относятся формальдегид, сорбиновая кислота, этиловый спирт, цитраль, бензилацетат, бензойная кислота, эфирные масла и др.

Бензойная кислота - распространенный консервант, применяемый в виде натриевой соли, хорошо растворим в воде.

Формальдегид - хорошо известный антимикробный агент. Водный раствор формальдегида используют для консервации косметических продуктов в концентрациях от 0,05 до 0,2%.

Сорбиновая кислота - вещество, плохо растворимое в воде, но хорошо - в органических растворителях. Используется также калиевая соль сорбиновой кислоты, которая представляет собой небольшие, почти белые хлопья, хорошо растворимые в воде, и поэтому часто применяется вместо сорбиновой кислоты. Изопропиленовый спирт сорбиновой кислоты также относится к разряду консервантов.

Ванилиновая кислота - используется этиловый эфир ванилиновой кислоты в качестве консерванта в пищевой промышленности и косметике.

Гермаль - гигроскопический белый порошок без вкуса и запаха, хорошо растворимый в воде, но нерастворимый в маслах. Сочетается со всеми видами косметического сырья, причем белковые продукты и ПАВ усиливают его антимикробную активность. Устойчив при хранении, имеет широкий рабочий диапазон рН. Используется для консервации изделий детской косметики, белковых препаратов (средства для волос), средств ухода за кожей, входит в состав аэрозольных препаратов.

Довицил-200, как и гермаль, относится к группе доноров формальдегида. Это гигроскопичное белое кристаллическое вещество со слабым запахом, хорошо растворимое в воде и почти нерастворимое в маслах. Довицил и его комплексы с другими консервантами вводят в кремы для лица и рук, средства для бритья, шампуни, белковые препараты для ванн и особенно часто в различные белковые препараты для волос.

Красящие вещества

Парфюмерно-косметические изделия содержат различные красители. Их вводят в средства декоративной косметики, кремы, мыла, шампуни, лосьоны и другие товары для придания им косметического вида.

К красителям, используемым в парфюмерно-косметической промышленности, предъявляются определенные требования:

Тонкость помола (дисперсность) - при высокой дисперсности улучшается цвет парфюмерного средства, увеличивается интенсивность его воздействия;

Укрываемость - способность красителя, смешанного со связующим материалом, покрывать поверхность таким образом, чтобы она не просвечивала через нанесенный слой краски;

Красящая способность - при смешивании с пигментами другого цвета краситель должен придавать смеси свою окраску;

Светостойкость - способность сохранять цвет под действием света;

Малоемкость – малоемкие красители наиболее экономичны;

Химическая устойчивость - способность сохранять свои колористические свойства под действием кислот, щелочей и т.п.;

Отсутствие токсического воздействия на кожу.

Красители подразделяются на неорганические и органические.

Неорганические (минеральные) красители представляют собой оксиды и соли различных металлов. По происхождению они могут быть естественными и искусственными. Естественные красители добывают из земли. Они обладают высокой химической устойчивостью, но недостаточной яркостью, насыщенностью цвета. К ним относятся:

Охра - природный пигмент. По цвету различают охру светло-, средне- и золотисто-желтую. Охра устойчива к свету, атмосферным воздействиям, щелочам и слабым кислотам. Охра входит в состав средств декоративной косметики.

Сиена - разновидность охры. Бывает необожженная, желто-оливкового цвета и обожженная, коричнево-оранжевого цвета. Входит в состав гримировальных красок, туши для ресниц, теней для век.

Мумия - природный красный пигмент, получаемый обжигом железосодержащих руд. Устойчива к действию света, щелочей, кислот. Применяется в производстве декоративной косметики.

Умбра - природный пигмент коричневого цвета. Образуется при выветривании железных руд, содержащих марганец. По химическому составу близка к охре. Устойчива к свету, щелочам. При нагревании приобретает блеск и темный оттенок. Применяется в производстве декоративной косметики.

Искусственные минеральные пигменты представляют собой полученные химическим путем оксиды и соли металлов. Они светостойки, обладают хорошей кроющей способностью.

Ультрамарин - пигмент, получаемый сплавлением каолина, соды и серы. В зависимости от соотношения исходных веществ и условий реакции имеет различные цвета (от зеленого до фиолетового). Наиболее широко применяется синий ультрамарин. Устойчив к действию цвета, щелочей, но разлагается кислотами. Используется в производстве туши, теней, гримировальных красок.

Оксид хрома - пигмент темно-зеленого цвета. Его получают прокаливанием хромпика в присутствии серы и других восстановителей. Светостоек. Применяется в производстве туши для ресниц, теней для век.

Оксид цинка и диоксид титана используются в качестве белых красителей.

К органическим красителям относится сажа - наиболее распространенный черный краситель. Образуется при неполном сгорании древесины, нефти, каменного угля и природных смол (газовая сажа). В производстве декоративной косметики применяют газовую сажу для изготовления туши для ресниц, теней.

Искусственные смеси органических красителей с минеральными веществами:

Карминовый лак - густо-красный порошок, нерастворимый в воде. Представляет собой соединение глинозема с карминовой кислотой. Дает красную взвесь. Применяется в производстве губной помады.

Краплак - пигмент ярко-красного цвета с синеватым оттенком. Получают действием солей алюминия и кальция на ализарин в присутствии ализаринового масла. Применяется в производстве губной помады, румян, лаков и эмалей для ногтей.

Эозин - красный кристаллический порошок, растворимый в спирте, но нерастворимый в воде. Получают действием брома на флуоресцеин в присутствии хлорита натрия. Дает ярко-розовые растворы. Применяется ограниченно (до 30%) в производстве трудносмываемой губной помады.

Следует иметь в виду, что при пользовании такой помадой возможно воспаление красной каймы губ.

Родамины (родамин 6Ж) - фиолетовые кристаллы, растворимые в воде и спирте. Дают лиловые растворы. Родамин С - красно-фиолетовые кристаллы, растворимые в воде и спирте. Родамины применяются как самостоятельные красители и в смеси с эозином. До 30% их вводят в губные помады, румяна, в гримировальные краски.

Дезинфицирующие

и кровоостанавливающие средства

Дезинфицирующие средства

Парикмахер при обслуживании посетителей должен соблюдать установленные санитарно-гигиенические правила. На поверхности инструментов, используемых для стрижки, бритья, причесывания волос могут находиться всевозможные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. Чтобы предотвратить передачу инфекции, необходимо все инструменты дезинфицировать.

Дезинфекция - это уничтожение микроорганизмов различными способами. Химические вещества, убивающие микроорганизмы, называют бактерицидными. Они должны отвечать следующим требованиям:

Хорошо растворяться в воде;

Действовать в малых концентрациях и в короткие сроки убивать мик

роорганизмы;

Быть достаточно стойкими при хранении;

Быть дешевыми, а также удобными при хранении и транспортировке.

К средствам, которые применяются для дезинфекции инструментов, относятся хлорамин, формалин, этиловый спирт, карболовая кислота и т.д.

Выбор дезинфицирующих средств, их концентрация, количество и продолжительность срока дезинфекции зависят от материала, из которого изготовлен инструмент.

Дезинфицирующие средства подразделяются на два вида:

Физические (механическая очистка и мытье с моющим средством).

К физической очистке относятся:

1) прокаливание режущих частей инструментов;

2) проглаживание (белье);

3) стерилизация (кипячение);

4) сухая стерилизация (с помощью ультрафиолетовых лучей);

Химические - к ним относятся: этиловый спирт 70 %; перекись водорода 3 %; хлорамин 1-3 %; аламинол 1 %; септодор 1% и т.д.

Хлорамин - представляет собой кристаллический порошок белого цвета, иногда с желтоватым оттенком, со слабым запахом хлора. Может храниться в течение нескольких лет. Обладает высокой антимикробной активностью, хорошо растворяется в воде. В парикмахерских для дезинфекции инструментов для расчесывания волос используется 0,3 %-ный водный раствор (3г хлорамина на 1 л воды температурой не выше 60 °С). Раствор хлорамина должен находиться на туалетном столе парикмахера в специальном сосуде с закрытой крышкой. Инструменты погружают в раствор на 15-20 мин. Парикмахерское белье дезинфицируют в 0,5%-ном растворе, который следует менять каждые 5 дней.

Этиловый спирт - это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом, соединяется с водой в любых соотношениях, горит. Используется, как дезинфицирующее средство. Выпускается 88%-ный сырец, 95,5%-ный ректификат и 96,5%-ный спирт высшей очистки.

Спирт-денатурат - этиловый спирт-сырец, содержащий краситель, окрашивающий спирт в сине-фиолетовый цвет. Поступает в парикмахерскую 82%-ной крепости. Металлические инструменты дезинфицируют спиртом определенной чистоты и крепости (не менее 70%); для этого следует ежедневно профильтровывать его через слой ваты или марли, а банку промывать горячей водой. Спирт полностью заменяют через 150 процедур. При дезинфекции режущую поверхность инструментов нужно полностью погрузить в спирт на 15 минут.

Формалин - водный раствор формальдегида (бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяющийся в воде). Формалин - бесцветная жидкость, мутнеющая при длительном хранении, так как при этом выпадает белый осадок со специфическим запахом. Используется в виде 4%-ного водного раствора (100мл формалина на 1 л воды) для дезинфекции новых кистей для бритья, не бывших в употреблении.

Для уборки рабочего зала и других помещений парикмахерской используется 0,3-0,5%-ный водный раствор хлорной извести или 0,5%-ный раствор хлорамина.

При уборке помещений парикмахерской можно использовать дезинфицирующие средства, применяемые в быту.

Полидез. Его готовят: 8-10 г полидеза на 1 л воды, получают 1%-ный раствор полидеза. Ежедневно необходимо менять этикетку на полидезе. На этикетке должна быть указана дата и надпись «Полидез 1%».

Аламинол 1%. Применяется для дезинфекции вещей, мебели.

Виркон – сбалансированная стабильная смесь перекисных соединений, ПАФ, органических кислот и неорганической буферной системы. Главной составляющей частью является калиевый пероксисульфат, оказывающий сильный окисляющий эффект. Применяют для одновременной очистки и дезинфекции стен, полов, оборудования, инструментов, стеклянных предметов и т.д. Виркон обладает бактерицидным действием (однопроцентный раствор, экспозиция 10 минут); туберколоцидным действием (3% раствор, экспозиция 5 минут); вирулецидным действием (в том числе против гепатита «В» - 10% раствор, экспозиция 10 минут); фунгицидным действием (1% раствор, экспозиция 10 минут).

Для приготовления раствора требуемой концентрации порошок необходимо добавить в теплую воду.

Кровоостанавливающие средства

Кровотечение можно остановить с помощью специальных средств.

1. Перекись водорода 3-6%-ной концентрации, однако она останавливает кровь очень медленно.

2. Алюминиевые квасцы выпускаются в виде карандаша, но в этом виде пользоваться квасцами нельзя, так как таким путем могут передаваться различные заболевания. Лучше приготовить раствор квасцов в перекиси водорода. Для этого кровоостанавливающий карандаш дробят в порошок и небольшими порциями засыпают в 3-6%-ный раствор перекиси. Квасцы добавляют до тех пор, пока на дне флакона не останется некоторое количество крупинок квасцов - приготовленный раствор станет насыщенным. Раствор следует хранить в темном флаконе с плотно закрытой пробкой.

3. Фибрин - безжировые пленки. Выпускается в форме пленок в стеклянных пробирках.

4. Йод, если маленькая рана, то на нее, если большая, то вокруг раны.

Йод, раствор люголя, ёдинол, ёдинат обладают бактерицидным, противовирусным действием.

5. Водородабероксид - бесцветная жидкость, без запаха. Для очищения ран.

Парфюмерные средства

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Еще в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево и смолы, можно улучшить вкус пищи. Далее пришло время Египтян, прославлявших своих богов окуриванием и изготавливавших благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты

Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии. Арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

Нужно было дождаться XII века, чтобы христианский мир вновь смог открыть наслаждение от запахов при их использовании, в целях ли гигиены или же просто ради удовольствия, или для борьбы с чумой или миазмами. XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, т.к. в моду вошли парфюмированные перчатки. Если средневековое общество практиковало ванны и омовения, то в эпоху Возрождения и далее, в XVI и ХVII веках, отказались от их использования. Как реванш, потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

XVII век предлагает на выбор цибет и мускус, которым в эпоху просвещения предпочли нежные, цветочные и фруктовые запахи. ХVII век известен как век обольщения, богатый новыми запахами (отдушивали даже пепел в среду первой недели Великого поста), а также флаконами. В XIX веке прогресс в области химии позволил искусственным путем воспроизвести запахи, существующие в природе, но также и создать новые. Это было началом парфюмерной промышленности, и Грасс утвердил свое мастерство в области переработки цветочного сырья.

Наш век, нескупой ни на люкс ни на прогресс, не прекратил подтверждать место парфюмерии в привилегированном мире искусства, но также и в безжалостном мире коммерческой конкуренции.

3.1. Классификация запахов

В каждой крупной сырьевой компании (а именно они начали наводить порядок в мире ароматов) есть своя таблица запахов. Принято считать, что цветочную, шипровую, древесную группы выделяют практически все. Целесообразно обозначить цитрусовую, папоротниковую и кожаную семьи. (Они продолжают делиться все более дробно или, наоборот, сливаться, но мы остановимся на самой общей схеме.) Вооружившись такой системой, как своеобразным компасом, можно заранее определить, что стоит продегустировать в первую очередь, а что можно оставить на потом.

Цветочная семья

Можно сказать без преувеличения - цветочная семья самая многочисленная. Ароматы таких цветов, как роза, фиалка, жасмин, ландыш и другие настолько притягательны сами по себе, что некоторые современные парфюмеры, как и их коллеги пару сотен лет назад, делают духи только с доминирующим запахом одного цветка, на основе натурального или синтетического сырья. Существуют и более сложные цветочные запахи, состоящие из целого букета. В таких парфюмах сначала чувствуется аромат одного цветка, затем постепенно начинает звучать другой, третий и так далее.

В это семейство входят цветочные альдегидные запахи, которые, как понятно из названия, получаются из синтетического сырья. Эталон этой подгруппы, конечно же, Сhаnеl №5. Есть еще цветочно-древесно-фруктовые, состоящие из букета свежих цветочных ароматов и сладких фруктовых, как будто припудренных сдержанностью древесного духа.

Цитрусовая семья

При создании парфюмерных продуктов этой группы используются цитрусовые эфирные масла бергамота, лимона, мандарина, апельсина. Духи и туалетные воды с ароматом этой семьи - абсолютно беспроигрышный вариант при покупке. Если цветочный запах может вызвать симпатию одних и отвращение других, то цитрусовое благоухание у подавляющего большинства людей ассоциируется со свежестью в чистом виде. В цитрусово-цветочно-шипровой подгруппе терпкая свежесть сменяется нежной цветочной сладостью.

Шипровая семья

Ее рождение связано с созданием парфюма знаменитым парфюмером и бизнесменом. Характерный тяжелый запах дубового мха парфюмеру удалось сделать воздушнее, благодаря аромату жасмина. Получилась сложная композиция с ясной первоначальной зеленой нотой, сменяющейся плавным переходом от одного тонкого оттенка к другому. Относящаяся к этой группе продукция интересна тем, что ароматы не слишком узнаваемы, тем более в сочетании с другими. Без сомнения, запах эфирного масла пачули - субтропического полукустарника - не так знаком, как роза или фиалка. Дубовый мох, пахнущий и древесной корой, и солнечной землей, и приятной влажностью леса. Именно эти ароматы вместе с благоуханием ладанной камеди и бергамота составляют в том или ином сочетании странный и притягательный шипровый ансамбль

Древесная семья

Объединенные в ней ароматы - родоначальники парфюмерии. Сначала был костер, в котором горело дерево. И если кора его была душистой, то легкая удушливая волна дыма и благоухание пахучей древесины гармонично сливались воедино. Человечество не забыло свои первые парфюмерные опыты. Они стали классикой, которая сейчас уже не кажется отягощенной тяжестью веков, потому что используется в новом прочтении. Легкий аромат кедра, к примеру, отделяющийся, как при порыве ветра, от дымного потока, насыщенного запахом сандалового дерева с острыми цитрусовыми нотами, - это свидетельство принадлежности духов к древесной семье.

Иногда подобный парфюм может поразить неожиданной и приятной горечью полыни, шалфея, тимьяна, что присуще подгруппе древесно-душистых запахов. Для любителей пропасть в теплом пудровом облаке - как будто специально созданы духи древесно-амбровые. А тем, кому по душе острые ощущения, нужно искать свой аромат среди древесно-пряной продукции. Острый эмоциональный оттенок придает ей мускатный орех, корица, перец, гвоздика.

Водные ноты, появившиеся в парфюмерии совсем недавно, лишь в 90-х годах, великолепно освежают древесные композиции.

Амбровая семья

Запах амбровых (ориентальных или восточных) духов сладко-сексуально-вкрадчивый, иногда немного приторный. Именно он больше всего соответствует традиционному представлению древних народов о настоящем божественном аромате. Недаром «амбровый» означает «ароматный», «благовонный». Составляют ориентальную композицию такие «сладкие» компоненты, как ваниль, ладанная камедь, ладанник. Этому головокружительному букету порой придают немного животной страсти с помощью мускуса.

Традиционные ориентальные ароматы, головокружительные и тяжелые, были очень популярны в 70-80-е годы XX века. Их современная интерпретация предполагает более легкий вариант. Это достигается за счет появления в композициях фруктовых и свежих цитрусовых оттенков.

По-другому ее называют фужерной, от французского слова fougere, что в переводе означает папоротник. Родоначальником этого семейства стало творение Fougere Royale («королевский папоротник») от фирмы Houbigant. Настоящее мужское содружество фужерных ароматов соответствует образу сильного и в то же время утонченного мужчины. А все благодаря оригинальному сочетанию, в которое входят еще бергамот, лаванда и мох. Эти компоненты дают «убойный» по своей силе аромат. И неудивительно, что они так нравятся женщинам, порой настолько, что им хочется самим пользоваться такими парфюмами. В этой группе выделяют фужерно-ароматическую и фужерно-свежую (или водяную) подгруппы. То, что сами папоротники не пахнут - значения не имеет, потому что созданные парфюмерами вариации на эту тему очень убедительны.

Кожаная семья

Немногочисленная, но очень мужественная семья. В основе ее - запах табака и сухой кожи, от которой порой исходит легкий аромат цветочного луга.

Эти ароматы - еще один «запретный» магнит для женщин, и все чаще заимствуются ими у любимых.

Кожаный запах может быть частью шипровой композиции. Тогда лишенный сантиментов, он смягчается до такой степени, что может быть использован даже женщиной, не желающей благоухать экстравагантно.

3.2. Виды парфюмерной продукции

Все виды духов можно сгруппировать по следующим признакам: консистенции, характеру запаха, содержанию композиции, стойкости запаха, назначению и месту производства.

По консистенции духи бывают жидкие, твердые и порошкообразные.

Жидкие духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления и применяются как ароматизирующие средства.

Твердые духи - это воскообразная масса, чаще всего в виде карандаша, насыщенная парфюмерной композицией и окрашенная в определенный цвет. Применяют для натирания кожи.

Порошкообразные духи - это высушенные растения, растертые в порошок и отдушенные парфюмерной композицией. Применяют для отдушки белья.

По характеру запаха духи бывают цветочные, обладающие запахом какого-либо цветка и фантазийные, сочетающие несколько запахов цветов или запахов, не встречающихся в природе.

Подобно музыке, запах живет во времени. Как правило, в каждом настоящем аромате выделяется три ноты или тона, соответствующие трем стадиям восприятия. «Высокие тона» (головная нота) самые короткие и ослабевают примерно через 10-15 минут. Они отвечают за формирование первого впечатления от запаха, когда вы открыли флакон или вдохнули аромат сразу после того, как нанесли духи на кожу. «Средние тона» (нота сердца) - главная тема запаха, она проявляется после исчезновения высоких тонов, через 20-30 минут и «звучит» разное время, в зависимости от замысла парфюмера. Самыми продолжительными являются «низкие тона» (конечная нота): они образуют основу парфюма и запоминаются окружающими. У стойких духов конечная нота работает от нескольких часов до нескольких суток. Люди с очень тонким обонянием способны уловить аромат хорошего парфюма даже неделю спустя. В современных композициях, например, последовательность нот иногда нарушается. Например, могут одновременно звучать верхние ноты и сердечные, или же сразу раскрываются ноты сердца, переходящие в шлейф, минуя головные. Есть парфюмы, благоухающие ровно, без переходов.

Духи группы «Экстра» содержат не менее 10% парфюмерной композиции (от массы духов), а стойкость запаха должна сохраняться не мене 60 часов.

К духам группы «А» относятся духи, содержащие, как правило, не менее 10% композиции и имеющие стойкость запаха не менее 40 часов.

Духи групп «Экстра» и «А» выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.

К духам группы «Б» относятся духи, содержащие не менее 5% композиции и не более 10% воды и имеют стойкость запаха не менее 30 часов.

К духам группы «В» относятся, главным образом, духи с цветочным запахом, содержащие не менее 5% композиции и 30% воды. Стойкость запаха не менее 24 часов.

Духи групп «Б» и «В» выпускают в футлярах и без футляров.

Одеколоны

Это водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления.

Одеколоны применяются как гигиенические, освежающие и ароматизирующие средства.

В зависимости от состава одеколоны делят на две группы: цветочные и гигиенические,

Цветочные одеколоны применяются как гигиеническое и ароматизирующее средство. Гигиеническое значение одеколонов заключается в дезинфицирующем и освежающем действии спирта и душистых веществ.

К группе цветочных одеколонов относятся и одеколоны с фантазийным запахом.

Одеколоны, как и духи, по содержанию композиции (в зависимости от качества) делятся на четыре группы: экстра, А, Б и В.

К одеколонам группы экстра относятся одеколоны высшего качества, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч. Выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.

К одеколонам группы А относятся одеколоны, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч.

К одеколонам группы Б относятся одеколоны, содержащие от 3 до 4% композиции. Стойкость запаха не нормируется.

К одеколонам группы В относятся одеколоны, содержащие от 2 до 3% композиции. Стойкость запаха не нормируется.

Одеколоны группы А, Б и В выпускают в разнообразных футлярах и без них.

Гигиенические одеколоны отличаются тем, что применяются только для гигиенических целей. Запах их должен быть приятным, но не сильным и не особо стойким. Содержание композиции до 2%, причем в состав композиции гигиенических одеколонов входят эфирные масла цитрусовых. Крепость спирта не превышает 60%.

Туалетные воды

Туалетные воды занимают промежуточное место между духами и одеколоном. Это парфюмерное изделие с относительно слабым запахом. Содержание эссенциальной композиции в водно-спиртовом растворе составляет обычно от 3 до 10-15%. Туалетная вода выпускается либо как самостоятельное изделие, либо в коллекции с одноименными духами. Туалетная вода содержит примеси, которые и определяют ее свойства. Содержание душистой композиции в них больше чем в одеколонах, но меньше чем в духах.

Очищающие препараты

4.1. Туалетное мыло

Самое раннее описание мыловарения было обнаружено на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Способ основывался на смеси из древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств его применения не сохранилось и то, что принято считать мылом, из него не производилось.

Изобретение собственно мыла зачастую приписывают римлянам и относят его к первому тысячелетию до нашей эры. Легенда гласит, что слово мыло (англ. Soap) произошло от названия горы Сапо, на которой совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. А женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче.

Объективное доказательство появления ремесленного мыловарения было получено при раскопках руин римского города Помпеи. Археологи обнаружили мыловарню и нашли готовые куски мыла. Как известно, римляне были знамениты своими общественными банями – термами, однако мытье было не самой главной целью их посещения. Римская баня, так же как и греческая, в большей степени носила социальную функцию – люди собирались в большом бассейне, расслаблялись и вели беседы. Мыло же, которое производилось в то время, было слишком жестким для кожи и использовалось только при стирке.

А вот жители средневековой Европы вообще не отличались чистоплотностью, что среди прочего послужило причиной страшных эпидемий. Мода на чистоту вернулась в Европу только к XVII веку. В это же время окончательно сформировалось ремесло мыловарения. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.

Патент на чистоту: главный шаг к широкому коммерческому производству мыла был сделан в 1791 году, когда французский химик Никола Леблан запатентовал процесс получения кальцинированной соды из мела, соли и древесного угля. Двадцать лет спустя другой француз, Мишель Эжен Шеврель, установил химический состав жиров и получил жирные кислоты. Два этих открытия фантастически положили начало всему современному мыловарению. Предприимчивые люди сразу же поняли, какую прибыль может принести изготовление мыла в промышленных масштабах. Началась бурная организация «мыльных» компаний и повсеместное строительство мыловаренных заводов.

Современное кусковое мыло представляет собой обработанные каустической содой растительные и животные жиры. Берётся сода, распускается в воде, подогревается, в этот раствор добавляют расплавленное, очищенное и охлажденное сало и размешивают до образования однородной массы. Образовавшуюся смесь разливают по формам и дают затвердеть. Усовершенствовать свойства и качество мыла можно добавлением в его состав кокосового масла, которое широко применяется в косметике, в том числе при изготовлении жидкого мыла и шампуней. Кокосовое масло делает мыло более мягким по действию и повышает его вспениваемость.

Мыло можно готовить несколькими способами: горячим, холодным, методом переплавки и строганием.

Пена, которая образуется при намыливании, состоит из солей жирных кислот, обладающая способностью разрушать жир. Помимо этого мыло обладает щелочной реакцией, и все это определенным образом влияет на состояние кожи. В конце дня на коже скапливаются остатки косметики, пыль, грязь, все это скреплено потом и салом кожи. Мыло способно разрушить слипшуюся грязь путем разрушения жиров. Но кожа имеет свои специальные жиры - липиды. Мыльная пена не разбирает, где нужные жиры, а где лишние, и разрушает все подряд. Поэтому после умывания кожа становится сухой и чувствительной.

В настоящее время мыло приобрело новый контекст. Теперь оно становится элитарным продуктом. Мыло, которое разрабатывают современные косметологи, существенно отличается от того, в котором мы так подробно разбирались. Это мыло не сушит кожу, оно не только прекрасно очищает, но и порой заменяет весь остальной уход - лосьоны, тоники, кремы.

Туалетное мыло выпускают 4-х групп: 1, 2, «Экстра» и «Д».

Требования к мылу

1. Должно образовывать устойчивую пену.

2. Должно растворять загрязнения.

3. Должно хорошо смываться.

4. Должно иметь приятный запах и цвет.

5. Не должно оказывать вредные действия.

6. Должно иметь хороший эстетический вид.

Классификация

Туалетное мыло. Все великое множество сортов туалетного мыла создано с единственной целью - ухаживать за кожей. Такое мыло должно иметь уровень кислотности, близкий к нейтральному, и содержать особые компоненты. Так, туалетное мыло обогащают экстрактами трав, успокаивающими кожу; тонизирующими фруктовыми концентратами; миндальным, кокосовым маслом и маслом какао, смягчающим сухую чувствительную кожу; питательными компонентами - молочными белками, ланолином, маслом авокадо; увлажняющими веществами - глицерином и алоэ вера; а также витаминами-антиоксидантами: они защищают кожу от преждевременного старения.

Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для ваше

1.1.2. Сухое растительное сырье

Сухое растительное сы-рье - высушенные душистые части растений (семена, плоды, корни) и лишайники (дубовый мох), применяют-ся в виде спиртовых настоев. Из всех древесных мхов в парфюмерии чаще всего используется дубовый. Он при-дает духам оттенки свежести и зелени, напоминающие анис. Это необходимо для шипровых или зеленых духов с запахом свежести.

Существуют растения (гвоздика, корица, ваниль), из которых эфирное масло может быть получено только после высушивания и длительного хранения, так как душистое начало образуется в результате происходящих при этом ферментативных процессов.

Спиртовые настои сухого растительного сырья пред-ставляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.

Смолы и бальзамы. К самому древнему парфюмерно-му сырью относят смолы и бальзамы. Мирра, ладан и гальбан использовали еще египтяне. Смолы и бальза-мы - это продукты, вытекающие из надрезов некото-рых деревьев. Смолы - твердые, липкие выделения, не-растворимые в воде, растворимые в скипидаре, спирте; содержат эфирные масла. К смолам относятся ладан, галь-бан, мирра, стиракс.

Ладан (от латинского «incensum» - сжигаемый в качестве жертвоприношения) обладает древесным, пря-ным, лимонным запахом, похожим на камфару. Луч-шим сортом является ладан росной (бензойная смола). Ладан собирают из надреза коры тропического дерева семейства бурзеровых, растущих в Восточной Африке и на Среднем Востоке. Смола бледно-желтого или оранже-вого цвета, застывая, превращается в темное и твердое вещество.

Гальбан - смола, получаемая из травянистых расте-ний рода ферула, растущих в горах Туркмении и Ирана. Затвердевший гальбан представляет собой беловатый кон-кремент, очень пахучий со свежими и одновременно лес-ными животными ароматами. Парфюм Мисс Диор вклю-чает аромат гальбана.

Мирра - ароматическая смола, вытекающая из над-реза коры ствола кустарника Commiphora myrrha, про-израстающего в Африке, Азии, Аравии. Застывшая смо-ла желтоватого, красноватого или бурого цвета, обладает сильным специфическим запахом, напоминающим одно-временно лимон и розмарин. Эфирное масло (мирол), входящее в состав мирры, обладает антисептическим свой-ством, благодаря чему мирру использовали для бальза-мирования.

Стиракс - смола, получаемая из дерева ликвидамбра. Аромат тяжелый, душистый, похож на запах ванили.

Бальзамы - это полужидкие вещества, растворы дре-весных смол в эфирных маслах, содержащие аромати-ческие кислоты. Наибольшее применение находит толуанский бальзам, обладающий запахом ванили.

Смолы и бальзамы ценны не только тем, что облада-ют собственным запахом. Они повышают стойкость запа-ха духов, служат фиксаторами, т. е. регулируют испаре-ние душистых веществ в композиции, не дают выступать отдельно.

Смолы и бальзамы используют в виде настоев.

1.2. Душистые вещества животного происхождения

Душистые вещества животного происхождения - это высушенные железы самцов некоторых животных или выделения желез внутренней секреции и других органов.

Мускус - зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней сек-реции самца оленя кабарги, обитающего в Восточной Сибири. Запах лошадиного пота и мочи. Основой явля-ются циклические кетоны. .

При растворении в спирте и настаивании дает очень приятный запах. Запах мускуса очень стоек: в Тавризе (Иран) находится единственная в своем роде «душистая» мечеть. Стены ее клали на растворе, к которому был добавлен мускус. Этот запах ощущается и сейчас, более 600 лет спустя.

Амбра - жирная, воскообразная масса зеленовато-серого цвета с запахом ладана. Амбру находят в виде кусков различной величины на поверхности океанов, во внутренностях и выделениях кашалотов. Основные со-ставные части - амбраин и бензойная кислота.

Мускус и амбра в древности применялись как само-стоятельные душистые средства. Сейчас - только для обогащения парфюмерных композиций.

Цибет - выделения кота виверра, обитающего в Се-верной Африке, Азии; желтоватая липкая масса с силь-ным специфическим запахом. Главная составная часть - кетон цибетон. При смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций вещество теряет резкость за-паха и придает духам оттенки животного тепла и чув-ственности.

Кастореум (бобровая струя) - пахучее выделение внутренних желез бобра. Это маслянистое желтоватое вещество обладает резким дегтярным запахом. Касторе-ум создает теплую, животную ноту, близкую к запаху кожи, и парфюмеры используют его в восточных, шип-ровых композициях, а также в мужской парфюмерии. Стойкость кастореума чрезвычайно высока.

Используется в парфюмерии и мускусная струя - выделение мускусных крыс.

Сырье животного происхождения применяется в виде настоев. Они обостряют чувствительность органов обо-няния, увеличивая тем самым время восприятия запа-ха духов.

Темпераментность французских духов в значитель-ной степени объясняется содержанием в них душистых веществ животного происхождения. Они обладают «жи-вотным запахом» и устанавливают гармонию между за-пахом духов и кожей человека, делают запах как бы свойственным человеку. Эти продукты очень дорогие и используются в микроскопических дозах.

II . Синтетические душистые вещества

Синтетические душистые вещества - это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древе-сины, эфирных масел.

Они подразделяются на 2 группы:

Собственно синтетические, получаемые органичес-ким синтезом из продуктов химической переработки ка-менноугольного дегтя, нефти, торфа;

Искусственные - путем выделения индивидуальных веществ химическими методами из натуральных эфир-ных масел, продуктов растительного и животного проис-хождения.

Важной задачей синтеза является получение новых душистых веществ с большой силой и устойчивостью.

Ученые-химики создают синтетическим путем инди-видуальные вещества, запах которых не имеет аналогов в природе. Это значительно расширяет возможности пар-фюмеров.

Методы синтеза становятся все более сложными, а оборудование все более эффективным, позволяющим вос-создать аромат цветка, не срывая его. Фирма «Ив Роше» благодаря новой технологии смогла собрать и изучить душистые вещества редчайшего цветка шафали, расту-щего у подножья Гималаев и распускающегося на зака-те. По установленным и сосчитанным компьютером ве-ществам парфюмеры воссоздали всю гамму нежных ароматов цветка (духи Шафали, редкий цветок).

Производство синтетических душистых веществ очень сложное, но значительно дешевле, чем переработка при-родного сырья. Например, для получения 1 кг эфирного масла цветов жасмина нужно вручную с большой осто-рожностью сорвать 10 миллионов цветков, что требует огромных затрат, а синтетические душистые вещества - жасмин-альдегид обходится намного дешевле.

Синтетические душистые вещества сыграли огром-ную роль в развитии парфюмерно-косметической промыш-ленности и расширении ассортимента товаров. Сочетание природных и С.Д.В. позволило разнообразить по запаху парфюмерные товары.

Синтетические душистые вещества помогают сохра-нить природу. Идея увеличения производства эфирных масел из растений постоянно сталкивается с вопросом охраны окружающей среды.

Из года в год на Земле окончательно исчезает множе-ство видов растений, скудеют леса. Восстановление их идет с большим трудом. По данным статистики, с терри-тории США ежегодно исчезают десятки видов растений. По оценкам ученых, из 22 тысяч видов высших расте-ний, произрастающих на территории бывшего СССР, око-ло 3 тысяч - на грани исчезновения. Во всем мире под угрозой примерно 40 тысяч видов.

Не в меньшей опасности и животный мир. Для еже-годной добычи 2000 кг мускуса, извлекаемого из желез самца оленя кабарги, истребляется около 60 тысяч этих животных. Вместе с тем содержание мускона, являюще-гося душистым началом мускуса, составляет в последнем около 1%. Численность кашалотов в Мировом океане не превышает 300 тысяч голов и продолжает уменьшаться. С каждым годом сокращается добыча амбры. В Красную книгу записан и бобер. Производство синтетических ду-шистых веществ приостановило истребление некоторых видов животных. Так, спасителем оленя кабарги являет-ся душистое вещество мускус-кетон, обладающий интен-сивным запахом природного мускуса, а кашалота - амбреаль с амбровым запахом.

Однако синтетические душистые вещества полнос-тью не могут заменить натуральные душистые вещества. Синтетические душистые вещества даже цветочного за-паха определяют лишь основную черту запаха растения, лишь напоминают запах жасмина, розы и т. д.

Синтетические душистые вещества по консистенции - это жидкие или кристаллические продукты.

По виду химических соединений синтетические душистые веще-ства подразделяются на 9 групп:

2.1. Углеводороды

Дифенилметан - получают синтетически из бензола и хлористого бензола, в природных эфирных маслах не най-ден. Имеет запах апельсина с примесью запаха герани.

Лимонен - содержится в померанцевом, лимонном, тминном и других эфирных маслах. Получают его фрак-ционной перегонкой эфирных масел, а также синтети-чески из а-терпионела нагреванием с бисульфатом на-трия. Имеет запах лимона.

Парацимол - содержится в тминном, мускатном, шал-фее и других эфирных маслах. Получают его синтетически дегидратацией различных терпенов. Имеет запах тмина.

2.2. Спирты

Гераниол - содержится в розовом, гераниевом, цитронелловом маслах, в масле лимонной полыни и других эфирных маслах. Его выделяют из природных эфирных масел, содержащих гераниол, через его двойное соедине-ние с хлористым кальцием. Имеет запах розы Нерол - содержится в розовом, гераниевом, берга-мотном и других эфирных маслах. Его выделяют восста-новлением цитраля или изомеризацией гераниола. Име-ет запах розы, но более нежный, чем у гераниола.

Цитронеллол - содержится в гераниевом эфирном масле, имеет запах розы. Получают каталитическим вос-становлением цитраля или из цитронеллового масла.

Терпинеол - содержится в померанцевом, герание-вом, камфорном маслах. Получается обработкой тер-пентинного масла, содержащего до 70% пиненов, сме-сью серной кислот и толуолсульфокислот. Имеет запах сирени.

Линалоол - содержится в кориандровом, розовом, апельсиновом и других эфирных маслах. Получают фрак-ционированной разгонкой кориандрового масла в вакуу-ме. Имеет запах ландыша.

Бензиловый спирт - содержится в гвоздичном масле туберозы, получают омылением хлористого бензила ра-створом кальцинированной соды с последующей очист-кой. Имеет слабый ароматический запах.

β-Фенилэтиловый спирт - содержится в виде эфиров в гераниевом и перолиевом маслах; является составной частью розового масла. Получается взаимодействием бен-зола с оксидом этилена в присутствии катализатора хло-ристого алюминия. В разбавленном состоянии имеет за-пах розы.

Важнейшие природные душистые вещества находятся во многих цветах. Эти вещества можно получить из цве­тов путём перегонки их с водяным паром. Таким путём, например, дсибывают розовое масло иэ роз. Из хвойных деревьев можно получать камфору, различные терпены (вид углеводородов) и другие душистые вещества.

Ещё 50 лет назад парфюмерная промышленность пользовалась исключительно природными душистыми веществами. Сейчас широко применяются синтетиче­ские душистые вещества.

Из бензола и его производных синтезированы многие приятно пахнущие вещества: анетол - вещество с за­пахом анисового масла, ментол - с запахом мяты, тимол - с запахом тимианового масла.

Вещество с запахом свежего сена - кумарин, встречающееся в растениях (например, в ясминнике), теперь получают исключительно с помощью органиче­ского синтеза. Ванилин - ароматическое вещество ванили - синтезируют из некоторых соединений, нахо­дящихся в соке хвойных деревьев. Из скипидара полу­чают терпинеол, обладающий запахом сирени.

Синтетическим путём можно получать также эвге­нол- масло с сильным запахом гвоздики, гелио­тропин - пахучее вещество гелиотропа, и о н о н - душистое вещество фиалки, коричный альдегид, содержащийся в коричном масле, и многие другие.

В настоящее время парфюмерная промышленность использует в качестве душистых веществ смеси различных химических соединений. Такими смесями являются, на­пример, розовое, ландышевое и фиалковое масла.

Некоторые синтетические душистые вещества не имеют ничего общего со встречающимися в природе одноимён­ными веществами и получили своё название только бла­годаря сходству по запаху с природными веществами. Так, например, нитробензол назван горькоминдальным маслом (идёт для отдушивания туалетного мыла); ами­ловый эфир уксусной кислоты - грушевой эссен­цией; этиловый эфир масляной кисло­ты - ананасной эссенцией и т. д.

Ряд душистых веществ приготовляется из жирных кислот. Помимо грушевой и ананасной эссенций сюда, например, относятся амиловый эфир изовалериановой ки­слоты - апельсиновая эссенция и изоамиловый эфир изо­валериановой кислоты - яблочная эссенция. Ими пользу­ются главным образом для того, чтобы придать аромат прохладительным напиткам, конфетам и искусственным винам.

Известны природные душистые вещества животного происхождения. Одними из самых редких и дорогих таких продуктов являются мускус и цибет.

Мускус - это тёмное порошкообразное вещество с сильным запахом. Его добывают из железы самца кабарги - маленького дикого животного из породы коз, встречающегося в горных областях Азии. Ежегодно убивают около 60000 этих животных, добывая из них около 2000 килограммов ценного мускуса. Вещество, обусловливающее запах мускуса, называется м у с к о - н о м. Оно содержится в мускусе в количестве около 1 %".

Цибет приблизительно в три раза дешевле мускуса. Он добывается из африканских циветт - животных из породы кошек. Запах цибета обусловлен находящимся в нём веществом - цибетоном.

Около двадцати лет назад были установлены состав и строение мускона и цибетона. Оказалось, что углеродные Скелеты и молекулы мускона и молекулы цибетона по­строены кольцеобразно, только в мусконе кольцо состоит из 15 атомов, а в цибетоне - из 16. Вскоре мускон и ци - бетон были синтезированы. Вместе с тем был синтезирован ряд других веществ, обладающих сходным строением. И вот что интересно: в зависимости от числа углеродных атомов в кольце изменяется и запах полученных веществ. Если кольцо включает 5 углеродных атомов, то вещество

Обладает запахом горького миндаля, б - мяты, 7-9 - камфоры, 10-13 - кедра, 14-15 - мускуса. При даль­нейшем увеличении числа углеродных атомов запах уменьшается и, наконец, исчезает совсем.

Главное назначение душистых веществ заключается в удовлетворении культурных потребностей человека. Однако иногда их используют и для других целей. При­ведём пример. Замечено, что акулы избегают вод, где имеются трупы акул, издающие запах разложения. Химикам удалось искусственно получить вещество с таким же запахом. Кирпичики из такого вещества прикрепляются к водолазным и спасательным костюмам и успешно отгоняют акул.

В пятой пятилетке намечено значительное расширение производства важнейших синтетических продуктов. В директивах XIX съезда партии по пятому пятилет­нему плану развития СССР на 1951-1955 годы записано: «В химической промышленности обеспечить наиболее …

Ранней весной пробуждается природа Крыма. Расцве­тают знаменитые крымские сады, дающие стране огром­ное количество фруктов. Но если вдруг наступит хотя бы кратковременное, но резкое похолодание, морозы побьют нежные цветы плодовых деревьев, …

Уже давно было замечено, что некоторые химические вещества влияют на скорость развития растений. Доста­точно, например, присутствия в воздухе незначительных количеств светильного газа, чтобы ускорить созревание помидоров. Первым органическим веществом, ускоряющим …

По направлению использования душистые вещества можно подразделить на:

1. вещества парфюмерного назначения (для составления душистых композиций, предназначенных для изготовления духов, парфюмерной воды или "дневных духов", одеколонов и туалетной воды),

2. вещества косметического назначения (для придания душистости косметическим изделиям - губной помаде, кремам, лосьонам, пенам),

3. вещества-отдушки (для мыла, моющих синтетических средств и других изделий бытовой химии),

4. вещества, фиксирующие запахи (для уменьшения испарения базовых душистых веществ, а также для интенсификации их запаха в случае синергизма, то есть такого взаимного влияния двух компонентов парфюмерной композиции, которое усиливает их полезные, в данном контексте, и душистые свойства).

Источники:

1. Х. Вилламо "Косметическая химия",

2. Л.А. Хейфиц "Душистые вещества для парфюмерии",

3. "Основы органической химии душистых веществ для прикладной эстетики и ароматерапии" под. редакцией А.Т. Солдатенкова,

4. И.И. Сидоров "Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ",

5. Р.А. Фридман "Технология косметики".

Растворители.

Всякий раствор состоит из растворённых веществ и растворителя, т.е. среды, в которой эти вещества равномерно распределены в виде молекул и ионов.

Обычно растворителем считают тот компонент, который в чистом виде существует в том же агрегатном состоянии, что и полученный раствор. Например, в случае водного раствора соли растворителем является вода.

Если же оба компонента до растворения находились в одинаковом агрегатном состоянии (например, спирт и вода), то растворителем считается компонент, находящийся в большем количестве.

Косметические растворители

Вода

Вода (Н2О) - бесспорно, наиболее распространённый в косметике растворитель., причём сильный растворитель, который может растворять соли, кислоты, щёлочи, а также большое количество органических веществ.

Вода служит основным компонентом в лосьонах для лица, в косметическом молочке и лёгких кремах, а также во многих шампунях.

Во всех этих косметических средствах в воде растворены всевозможные вещества. Если то или иное вещество не растворяется в ней в достаточной степени, то свойство воды как растворителя можно улучшить, добавив в неё небольшие количества обычного спирта или глицерина.

Спирты

Спирты также являются сильными растворителями. Обычный этиловый спирт (этанол С2Н5ОН) среди них наиболее распространён.

В лосьонах для лица часто используют 15-25%-ную смесь воды и спирта. По сравнению с чистой водой эта смесь имеет лучшие растворяющие свойства и меньшее поверхностное натяжение, благодаря чему лучше очищает кожу лица. Она обладает также слабым жирорастворяющим свойством, даёт ощущение прохлады и свежести благодаря наличию в ней спирта, одновременно дезинфицирует.

Вместо этанола часто используют пропиловый (C3H7OH) или изопропиловый спирт в небольших количествах.

Пропиловый спирт, а также более высокомолекулярные бутиловый (C4H9OH) иамиловый (C5H11OH) спирты используют в качестве растворителей лака для ногтей в жидкостях для снятия лака.

Глицерин и гликоль

Глицерин и гликоль - хорошие растворители, во всех пропорциях смешиваются с водой.

Эфир

Эфир (C4H10O) - весьма сильный растворитель жиров, но учитывая его низкую температуру воспламенения (40°С) и взрывоопасность, обращаться с ним надо крайне осторожно.

Ацетон

Ацетон (CH3-C(O)-CH3), как и эфир, имеет довольно резкий запах и является легко воспламеняющейся жидкостью, которая эффективно растворяет жиры.

Это послужило причиной того, что в последнее время почти отказались от использования его в качестве растворителя лака для ногтей, а также в жидкости для снятия лака.

Сложные эфиры

Сложные эфиры, такие, как этилацетат (СН3-СОО-CH2-CH3), этилбутират (C3H7COOC2H5), дибутилфталат (C6H4(COOC4H9)2) и даже более высокомолекулярный бутилстеарат (СН3(СН2)16СОО(СН2)3СН3) включаются в состав жидкостей для снятия лака, так как они меньше обезжиривают кожу. Их также можно использовать в качестве растворителя при изготовлении лака для ногтей.

Масла и жиры

Масла и жиры в некоторых случаях также действуют как растворители. Добавление так называемых жирорастворимых веществ (например, лецитина и холестерина) в косметические составы предполагает, что эти вещества растворяются в жирах, содержащихся в смеси.

Красители и пигменты.

Общие сведения

Красители - химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам.

Отличительная способность красителя - способность пропитывать окрашиваемый материал (например, текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу, древесину, пищу и пр.) и давать цвет по всему объёму.

Термины "краситель" и "пигмент" часто используют как синонимы. Но они различаются по своей растворимости в красильной среде (растворителе).

Красители растворимы в красильной среде . В процессе окрашивания они проникают внутрь материала и образуют более или менее прочную связь с волокнами.

Пигменты - нерастворимы . В краске они находятся в связующем веществе (олифе, нитроцеллюлозе и пр.). Связь с окрашиваемым материалом обеспечивает связующее.

Некоторые красящие вещества могут быть пигментами в одной красильной среде и пигментами в другой.

Красящие вещества можно разделить на две группы:

1. вещества минерального происхождения и

2. вещества органического происхождения.

Красители обычно - органические вещества. Пигменты большей частью - мелкая дисперсия минералов.

Классификация красителей

Технологи, занимающиеся крашением, классифицируют красители по применению. Специалисты-химики, занимающиеся синтезом красителей и изучающие взаимосвязи между структурой и свойствами веществ, классифицируют красители по химической структуре.


Похожая информация.


Обоснование актуальности

Введение

Цель исследования

* Определение характера влияния душистых веществ на организм человека
* Выяснение уровня популярности духов

Задачи

* Изучить различные источников информации об истории, химии ингредиентов и влияния духов на организм человека
* Узнать классификации духов
* Выяснить правила подбора и использование духов
* Описать биологический механизм восприятия ароматов
* Провести социологический опрос по выявлению уровня популярности духов

Гипотеза

* Если мы будем знать механизм восприятия запахов, то легко сможем подобрать для себя аромат духов

Объект исследования

* Душистые вещества (мята, апельсин, сосна, гвоздика, лаванда, эвкалипт)

Предмет исследования

* Влияние исследуемых душистых веществ и их композиций на состояние здоровья человека

Теоретическая часть

Химия духов

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Обычно композиция составляет 10–25 % от массы духов, в некоторых духах - до 50 %.

Душистые вещества

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат, прежде всего, лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении “цветочную помаду”. Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Растворители и красители

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и малоизвестный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки).

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

Влияние духов на организм человека

Большинство людей во всем мире испокон веков пользуются духами. Кто–то никогда не изменяет своих пристрастий, другие, наоборот, постоянно экспериментируют с ароматами, подбирая их под настроение и новый образ. Однако лишь немногие задумываются о том, как создаются эти прекрасные творения, делающие нашу жизнь то более сладкой, то более пряной. Влияние ароматов на организм человека – дело тонкое и требует тщательного подхода.

Сегодня, как никогда, духи вызывают интерес и разжигают страсти, ведь с каждым днем они делаются все разнообразнее и утонченнее. Парфюмы для всех и персональные варианты, свежие утренние и роскошные вечерние. Аромат – это способ восприятия мира. У каждого из нас есть 5 миллионов сенсорных клеток, которые позволяют нам оценить все прелести обоняния. Было бы жалко ими не воспользоваться. И в течение многих тысячелетий человечество не лишало себя такого удовольствия: опьяняющие благовония для общения с духами, сильные и мускусные ароматы, заглушающие запах смерти, очаровательные цветочные ароматы, которыми благоухали маркизы, знающие толк в обворожительности и любви. XX век превратил парфюмеров в настоящих мастеров: духи стали составлять, подобно тому, как художник рисует картину. Самые одаренные овладели таинственным искусством, благодаря которому редкие пряности, роза из Грасса и ирис из Тосканы превращались в бесконечное множество уникальных ароматов.

A. Цветочные

Японские ученые исследовали воздействие на живой организм вещества линалоол, отвечающего за ароматы, присутствующие в цветах апельсина, винограда, манго, лимона или лаванды. Линалоол применяют в промышленном производстве. Но, как показали эксперименты, это вещество подавляет некоторые изменения в клетках крови и генах, отвечающих за стрессовые состояния. По мнению ученых, тот факт, что эффект от воздействия пахучего вещества выявляется через анализ крови, может позволить в будущем перейти к изучению этого эффекта на человеке.

B. цитрусовые

Эфирные масла цитрусовых использовались как естественные ароматизаторы для управления эмоциями. Так, запах лимонного и апельсинового эфирных масел успокаивает, помогает избавиться от депрессии, чувства тревоги, головной боли. Лимонное и грефрутовое масла помогали устранить действие токсинов при укусах насекомых и змей. Плоды лимона считались отменным средством, замедляющим одряхление и старение организма, а бергамот – для улучшения настроения. Эфирное масло лимона во время второй мировой войны французские врачи использовали для дезинфекции палат (часто в сочетании с гвоздичным и тимьновым) и для стерилизации хирургических инструментов.

Современная ароматерапия и аромакосметика широко использует отдельные эфирные масла цитрусовых и их композиции для лечения и профилактики многих заболеваний и болезненных состояний. Ароматизация помещений эфирными маслами лимона, мандарина, петигрейна, лиметта, бергамота, грейпфрута способствует санации, обеззараживанию воздуха, насыщению полезными ионами и оказывается весьма эффективны, для профилактики и лечения многих респераторных заболеваний, являются естественными антисептиками, детоксикантами (лимонное) устраняют отечность (лимонное, грейпфрутовое), укрепляют стенки кровеносных сосудов (лимонное, особенно в сочетании с кипарисовым) и потому их использование любым способом поможет при лечении и для профилактики нарушений опорно–двигательного аппарата, варикозов, гипертензии (снижает кровяное давление лимонное, особенно в сочетании с лавандовым, майорановым и иланг–иланговым). Эфирные масла цитрусовых хорошо используют в аромакосметике для профилактики и лечения кожных болезней (лимонное, грейпфрутовое), при сухой (апельсиновое), жирной (бергамотовое, лимонное, грейпфрутовое), проблемной коже (бергамотовое, лимонное, грейпфрутовое, мандариновое, лиметтовое), целлюлите (апельсиновое, грейпфрутовое, лимонное в сочетании с кипарисовым, можжевеловым), проблемных волосах (апельсиновое, мандариновое, грейпфрутовое, лимонное, лиметтовое), перхоти (апельсиновое, мандариновое), ломких ногтях (лимонное, бергамотовое, петитгрейновое), для ухода за полостью рта (грейпфрутовое, мандариновое, петитгрейновое, апельсиновое).

C. Древесные

Семейство древесных ароматов в основном представлено мужской парфюмерией. Это сочетание теплого насыщенного аромата сандалового дерева и пачули и иногда сухого запаха кедра и ветивера, с бодрящей свежестью лаванды и цитрусовых в головном “аккорде”.

D. Пряные

Эфирные масла очень лабильны (функционально подвижны) и поэтому хорошо осуществляют связь организма с природой. Вдыхая аромат, эфирного масла мы стимулируем обоняние, что влияет на наши эмоции и наделяет нас энергией и жизнестойкостью. Большинство пряных масел, являются антисептиками и мощными природными антибиотиками, противовирусными и противовоспалительными средствами. А это значит что микробы, вирусы, бактерии и прочий агрессивный микромир проигрывает в битве с эфирными маслами.

Все пряные масла без исключения проявляют тонизирующее и согревающее действие. Они стимулируют поверхностные рецепторы и усиливают кровообращение.

Свойства эвкалипта

Эвкалипт обладает обеззараживающим, противовоспалительным действием. Применяется внутрь при различных кашлях, заболеваниях дыхательной системы, острых желудочных, кишечных заболеваниях, при гриппе, простудных заболеваниях. Наружно настойка применяется для полоскания и ингаляции при болезнях горла и дыхательных путей (ангина, ларингиты, насморк, трахеиты, катаральные и гнилостные бронхиты, абсцессы легких). Настойку применяют для примочек и промывания при гнойных язвах, абсцессах, флегмонах, гнойных маститах и некоторых гнойничковых заболеваниях кожи. Настойка применяется для растирания при радикулите, при невралгии, ревматических болях.

Свойства лаванды

Лаванда успокаивает нервную систему, помогает восстановить силы после эмоциональных перегрузок, снимает перепады настроения, усмиряет гнев и способствует ясности ума. Помогает при выпадении волос, бактерицидное действие растения способствует процессу выздоровления. Цветки лаванды применяют для ароматизации ванн.

Производство духов

Существует два основных вида получения духов -

* дистилляция (процесс паровой перегонки)
* анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

При дистилляции, эфирные масла испаряются при определенной температуре и конденсируются в емкость вместе с водой, но из–за низкой плотности они оказываются на поверхности. После чего масла просто собирают.

Анфлераж основан на сублимации твердых тел. Для улавливания паров используют очищенный жир (в основном свиньи). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

Кристаллические душистые вещества предварительно растворяют в спирте или в одном из жидких труднолетучих компонентов.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2–3 раза.

Как правильно выбрать духи

Существует один способ правильно и успешно выбрать духи: следовать своим инстинктам. Помните, у каждого человека химический состав кожи индивидуален, железы работают по–разному, и соответственно различны те комбинации, которые духи составляют с кожей. Именно поэтому, никогда не покупайте духи только по той причине, что они понравились вам на другой женщине. Подобная ошибка – кстати, одна из самых распространенных – приводит к тому, что запах духов исчезает ровно через пять минут после того, как вы их нанесли, либо пахнут совсем не так, как вам хотелось бы. Это и есть главное правило, которым следует руководствоваться при выборе духов: то, что идет одной женщине, не обязательно пойдет другой, аромат, который стойко и долго держится на ее коже, может моментально испариться на вашей. На вашей и ее коже могут проявляться совершенно разные ноты одного и того же парфюмерного запаха, соответственно и результаты будут разительно отличаться. Выбирая духи, думайте только о том, что нравится именно вам, а не о том, какие новинки рекламирует журнал. Пользуйтесь тестерами, наиболее понравившиеся запахи наносите на запястье – вы сразу поймете, какой аромат будет для вас стойким, а какой на вашей коже не держится. Не имеет смысла покупать духи, если их запаха никто не почувствует, включая вас.

Практическая часть

Извлечение одорантов

Извлечение одорантов из следующих веществ: перечная мята, сосновые иголки, плоды гвоздика, цедра апельсина. Эфирные масла трудно растворяются в воде, но легко в спирте.

В бюретки с притертыми пробками налить 0,5–2 мл карбоновой кислоты
Растительное сырье измельчаем в ступке и помещаем в данные бюретки.
Закрываем пробки
Оставляем на сутки
Фильтруем и смачиваем полоски бумаги в полученной маслянистой массе


Составление композиций

Используя эфирные масла: лаванды, бергамота, цитрусовых, эвкалипта; этиловый спирт, фильтровальную бумагу.

В пробирку налить бутиловый спирт + уксусную кислоту по 0,5–2 мл






Получили сильный фруктовый запах

В пробирку налить этиловый спирт + бутановая кислоту по 0,5–2 мл
Добавить 5–10 капель серной кислоты
Несколько крупинок поваренной соли
Поместить пробирку на 3–5 минут в кипящую воду (под тягой)
Охладить и вылить в стакан с холодной водой
Эфир собирается на поверхности воды
Смачиваем полоску бумаги в полученном эфире
Получили запах ананаса

В результате исследования мной были получены эфирные масла следующих веществ: перечная мята, сосновые иголки, гвоздика, апельсин, эвкалипта и лаванды. Наиболее удачным сочетанием оказалось Эвкалипт и Лаванда.

Результаты социологического опроса





Заключительная часть

В результате проведенного исследования я сделала вывод, что использование душистых веществ благотворно влияет на организм человека, если они используются в меру и по назначению. Многие эфирные масла оказывают лечебное влияние на человека, душистые вещества способствуют улучшению настроения и самочувствия. Ароматы парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, которые остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может иногда сохранять аромат несколько месяцев. Пробуждая воображение, положительные эмоции и улучшая настроение.

Шатилова Мария
10В класс

Научный руководитель:

Игнатушина Г. Л. учитель химии.

МОУ “СОШ №64”
г. Новокузнецк